Ангели земнии и человецы небеснии воистину явистеся, блаженнии Петре и Февроние

Такими словами воспевает Церковь подвиг святых благоверных князей Петра и Февронии.

«Повесть о Петре и Февронии» - одна из драгоценных жемчужин древнерусской житийной литературы, Это внутреннее нераздельное единство в браке явили святые Петр и Феврония. В святых Петре и Февронии открывается миру одна из тайн русской святости: нераздельность в духе мужского и женского начала человеческой личности. Это единство, воплощенное в снятых Петре и Февронии, помогало святым Русской земли совершать свой подвиг нераздельно со своими супругами.

Феврония ведает, что князь Петр ее «суженый», т.е. предназначенный ей свыше муж. Со спокойным достоинством крестьянская девушка настаивает на том, чтобы князь Петр женился на ней: только в этом случае она обещает исцелить его. Исцеление человека — это обретение им целостности, поэтому только брак с Февронией. предназначенной ему свыше «половиной». может исцелить Петра. И когда он нарушает данное Февронии обещание снова заболевает.

Символична и сама болезнь князя Петра: струпья на его теле — от крови убитого им змея —насильника. Петр защитник супружеской верности и целомудрия, но в борьбе с нечистой силой он уязвлен болезнью, исцелить от которой может лишь обретение им целомудрия — целой мудрости — в браке с предназначенной ему Февронией. Это знак того, что истинный брак всегда целомудрен.

Целомудрие, девство — это полнота и цельность самой любви, ибо любовь — жажда цельности, абсолютной полноты и неразделимости, полнота самоотдачи Богу, полная нераздельность с любимым. Такое целомудрие было утрачено Евой, а вслед за ней — всем потомством Адама. Конечная победа Света — это девственность и целомудрие, которое являет Бог в Приснодеве Марии. Высоко таинство брака освященное церковью. Венчание это увенчание венцом, восстанавливающим царское достоинство человека. В сцене брака в Кане Галилейской росписей Ферапонтовского храма Рождества Пресвятой Богородицы великий Дионисий написал дивные образы жениха и невесты, увенчанных царской короной. Супружеский обет даётся «не покуда разлучит нас смерть», а покуда смерть и переход в вечность не соединят любящих навеки. Таким явился брак святых Петра и Февронии. Их любовь прошла через все жизненные испытания и перешла в вечность.

Своей жизнью Петр и Фсврония воплотили на земле образ небесного брака — полное единство супругов в любви, открывающее человеку прямой вход в Царство Небесное. Поэтому святая Феврония является покровительницей небесного брака; она — хранительница целомудрия, душевной и телесной чистоты. Ее молитва и предстательство помогают «отражать разженные стрелы искушений диавольских».

Имя святой Февронии происходит от латинского слова и означает «день очищения (умилостивления)». Невозможен благословенный небесный брак без очищения человека и умилостивления Бога, и имя святой указывает путь к единству и любви.

Имена, принятые святыми Петром и Февронией в постриге, раскрывают их духовный подвиг. Петр — в иночестве Давид, т.е. «возлюбленный»—утверждает союз любви. Феврония — в иночестве Евфросиния («радость») - утверждает великую радость обретения единства в любви мужа и жены. Святые Петр и Феврония вошли в месяцеслов Русской Православной Церкви как благоверные князья, хотя прославились и как преподобные. Монашеская святость ставилась на Руси выше святости благоверных князей. Когда благоверный князь или княгиня, принявшие постриг, канонизировались, то они поминались, прежде всего, как преподобные, со своими монашескими именами. Знаменательно то, что святые Петр и Феврония прославляются, прежде всего, как благоверные князья, а затем как преподобные. Это связано с тем, что святые супруги утверждают на земле царское достоинство человека через единение в браке. Лик благоверных князей (царей) и призван к тому, чтобы восстановить утраченное грехопадением царское достоинство человека. В ряду святых русских жен Феврония становится покровительницей женского творчества. Ее образ в житии неотделим от смиренных трудов рукоделия: в начале мы видим ее ткущей полотно, а перед кончиной своей она вышивает «воздух» для святой чаши. Феврония дошила лик святого, не успев вышить ризу, когда супруг в третий раз позвал ее умереть вместе. Удивителен спокойный жест Февронии, воткнувшей иглу в покрывало и обмотавшей вокруг нее золотую нить — это знак духовного преемства в трудах русских жен, ведь незавершенную работу нужно докончить.

Московский собор 1547 г. установил местное празднование памяти святых Петра и Февронии 25 июня по старому стилю, а по новому 8 июля. В конце XVI века это празднование Муромских чудотворцев стало повсеместным.

А. Трофимова.

В нашем храме храниться частица мощей святого князя Петра Муромского. В день памяти 8 июля будет утром отслежен молебен, а вечером акафист святым Петру и Февронии Муромским, после которых можно будет приложиться к святым мощам. Эти святые являются покровителями семьи, супружества.