Программа кружка

 

Некоммерческий фонд «Детский епархиальный образовательный центр

 

 

                                                                                                                            «Утверждаю»

                                                                                  Директор НФ ДЕОЦ 

                                                                 _________________Матанцева М.А.

 

 

 

 Образовательная программа дополнительного образования детей

 

 

 

«Техническое моделирование  (авиамоделирование)»

 

 

 

 

               Возраст детей : от 7 до 14 лет.

Срок реализации программы – 2 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработана в г. Сызрани, при храме Успения Божией Матери

               Руководитель кружка - Валюх Анатолий Иванович.

 

 

 

 

 

 

                               

Содержание

 

 

  1. Пояснительная записка                                                                  2

Направленность

Новизна и актуальность

Педагогическая целесообразность

Цель и задачи программы

Сроки реализации. Формы и  режим занятий

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Механизм отслеживания результатов

 

  1. Учебно-тематический план                                                            4

1-й год обучения

2-й год обучения

 

  1. Содержание образовательной деятельности                                6

1-й год обучения

2-й год обучения

 

  1. Методическое обеспечение                                                              19

 

  1. Литература                                                                                         22

 

Список литературы для педагога

Список литературы для педагога и учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Большое развитие в нашей стране получил авиамоделизм. Авиамодельный спорт в России стал одним из самых действенных средств воспитания молодежи и подготовки ее к коллективному труду и к активной обороне Родины. Большинство советских летчиков, авиаконструкторов, космонавтов начали свой путь в большую авиацию с модели самолета.

В настоящее время на базе авиамодельного клуба  ведутся занятия с юными авиамоделистами. Занятия проводятся с кружковцами 1-го и 2-го года обучения.

Кружок 1-ого года обучения охватывает круг первоначальных знаний и навыков, необходимых для работы по изготовлению и запуску не сложных моделей. Знакомство с первоначальными сведениями, по теории полета, истории отечественной авиации. Приобретают навыки обработки материалов и работ с различными инструментами.

Кружок 2-ого года обучения это ученики 6-8 классов. Работа в кружке расширяет знания школьников по авиации и модельной технике, по основам аэродинамики и методике проведения несложных технических расчетов.

 Особое внимание уделяется патриотическому воспитанию членов кружка на примере героев СССР В.П. Чкалове, М.М. Громове, трижды героев Советского Союза И.Н. Кожедубе и А.И. Покрышкине, героя Советского Союза Девятаеве, участников афганских и чеченских событий.

Участие в соревнованиях позволяет каждому кружковцу проверить свое умения и мастерство, заложенное им при изготовлении и пилотировании модели, тем самым систематически повышая свое спортивное мастерство. Теоретическая работа в кружке организована в виде беседы и пояснения по ходу изготовления моделей. Практические знания начинаются с показа приема обработки деталей инструментом с соблюдением мер безопасности. Для подготовки кружковцев в умении управления радиоуправляемых моделей самолетов применяется компьютерная программа (симулятор).

Программа реализует спортивно-техническую направленность, способствует формированию у обучающихся интереса к технике,  привитию специальных знаний, умений и навыков, необходимых для начального технического моделирования, развитию  конструкторских способностей и технического мышления.

В основу программы были положены элементы образовательных программ дополнительного образования детей «Спортивные метательные  авиамодели» (автор Романов А. Б. ЦДиЮТ «Киевский» г Москва), «От идеи до модели» (автор: Никитин В. В. МОУ ДОД СДТТ г.Таганрог).

Программа реализует спортивно-техническую направленность, способствует формированию у обучающихся интереса к технике,  привитию специальных знаний, умений и навыков, необходимых для начального технического моделирования, развитию  конструкторских способностей и технического мышления.

В рамках традиционно реализуемых программ по авиамоделированию детям, освоившим начальные навыки, предлагается постройка таймернных, резиномоторных, кордовых, радиоуправляемых и других специфических спортивных моделей. Такие модели имеют сложную в изготовлении конструкцию, оснащены, как правило, двигателями внутреннего сгорания, электродвигателями и механическими устройствами – таймерами, сложными в настройке. Особые условия  запуска создают дополнительные трудности юному авиамоделисту в объединениях, работающих по традиционным программам. Поэтому, каждая серия полётов - тренировка, становится редким событием в спортивной жизни начинающего авиамоделиста. Больше того, воспитанникам приходится строго выполнять указания педагога объединения в работе над моделью, так как изменение технологии изготовления или реализация творческих задумок ребёнка в конструкции модели приводит либо к значительному увеличению времени работы над моделью либо к созданию модели, высокий спортивный результат которой оказывается под сомнением. Педагог, заботясь о высоких достижениях всего объединения и каждого ребёнка в отдельности, вынужден предлагать детям чертежи и схемы моделей, лётные качества которых проверенны временем.  Поэтому, чем репродуктивнее оказывалась деятельность ребёнка, тем надёжней и лучше летала модель, придуманная и разработанная педагогом. Тем выше был и спортивный результат.

Отличительной особенностью программы является её практическая направленность, и особое внимание к спортивной подготовке юного авиамоделиста.

В предлагаемой программе на подвижные игры, тренировочные полеты (тренировки на симуляторе) и соревнования отводится почти половина времени, около 40% занятий. Такое деление учебного времени достигается благодаря снижению трудозатрат на изготовление летающих моделей за счет особенностей конструкции и применения специальных технологических приемов, современных материалов, готовых конструкторов. При таком подходе, занятия авиамоделизмом, из монотонных и однообразных превращаются в активные  и динамичные, что в большей мере способствует развитию устойчивого познавательного интереса к данной области и соответствует возрастным и психологическим особенностям детей данной категории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 

Цели программы:

  • воспитание социально-адаптированной личности в процессе обучения научно-техническому творчеству;
  • формирования системы знаний обучающихся по авиамоделированию, ориентирование их на достижения высоких результатов, начальная допрофессиональная подготовка; 
  • выявление и развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся.

Реализации цели программы способствует решение следующих образовательных задач:

  • дать детям глубокие теоретические знания основ начального технического моделирования;
  • привить обучающимся специальные практические умения и навыки конструирования разнообразных простейших моделей (пользование инструментами, необходимыми для моделирования, работа с шаблонами, вычерчивание отдельных деталей моделей, чтение простейших чертежей, испытание моделей, анализ результатов своего труда и других);
  • формировать навыки технического мышления;
  • воспитать в детях культуру труда,
  • воспитание в детях  межличностных отношений, взаимопомощь;
  • воспитать в детях  чувство ответственности за качество выполняемой работы.

Прогнозируемые результаты:

  • выявление, развитие и реализация творческих потенциальных способностей обучающихся;
  • укрепление их позитивного самовосприятия и самовыражения в процессе обучения в авиамодельном кружке;
  • превращение начального интереса к авиамодельному творчеству в зрелую мотивационную сферу, обоснованную внутренней позицией обучающегося:
  • расширение и дополнение базовых знаний по школьным курсам черчения, математики, физики, астрономии, химии;
  • усвоение и применение на практике блока технических понятий и знаний;
  • воспитание чувства коллективизма и ответственности за конечный результат труда;
  • воспитание активной социальной позиции и гражданской ответственности перед обществом.

 

 

Формы и режим занятий

Программа рассчитана на 2 года обучения: 1 год обучения — 144часа, 2 года обучения — по 144 часов.  Режим занятий 1-го года обучения — 4 часа в неделю (2раза по 2 часа), 2-го года обучения - 4 часа в неделю(2 раза по2 часа).

Структура занятия 1-ого года: 10 мин – орг. часть, подготовка рабочего места, инструктаж по правилам безопасной работы, целеполагание, 20-30 мин – практическое занятие по плану с элементами теории, 10 мин- смена деятельности, физкультпауза, проветривание, 20-30 мин - тренировочные запуски или самостоятельная работа над моделью работа на моделью, 10 мин заключительная часть (подведение итогов, уборка рабочего места, инструментов).

Структура занятия 2-ого года: 10 мин – орг. часть, подготовка рабочего места, инструктаж по правилам безопасной работы, целеполагание, 40-45 мин – практическое занятие по плану с элементами теории, 10 мин- смена деятельности, физкультпауза, проветривание, 40-45 мин - тренировочные запуски или самостоятельная работа над моделью, работа, 10 мин заключительная часть (подведение итогов, уборка рабочего места, инструментов).

Наполняемость учебных групп, учитывая требования 2.4.4.1251-03 ст5.7.1 Приложение №4 не может превышать 12-15 человек (первый год обучения ), и 8-12 человек (второй год обучения).

Содержание программы предполагает использование разнообразных форм занятий: презентация, практические работы, беседы, соревнования и показательные выступления, выставки моделей, технические конкурсы, испытание изготовленных моделей, игры, викторины, праздники.

 

Группа первого года обучения комплектуется из учащихся 3 — 6 классов.

Основной задачей 1-го года обучения является формирование устойчивого интереса детей к выбранному ими виду творчества. На занятиях обучающиеся  получают первоначальные знания о моделях планеров, , знакомятся с технической терминологией, осваивают на практике конструкторские операции, отрабатывают навыки изготовления простейших моделей по шаблонам, учатся их испытывать и анализировать результаты испытаний.

 

Группа 2 года комплектуется из детей, прошедших обучение в первый год.

Основной задачей 2-го года обучения является изучение более сложных  видов моделей  и их устройства, привитие первоначальных графических знаний и умений, навыков работы с инструментами, применяемыми при обработке различных материалов, формирование умений  изготавливать детали конкретных моделей, конструировать простейшие модели и испытывать их.

 

 

 

Результативность образовательной программы

 

1 год обучения

Обучающиеся могут знать: правила безопасности во время работы с различными инструментами, используемыми в процессе конструирования моделей; элементарные сведения о материалах, из которых изготавливаются модели, и инструментах, необходимых для конструирования; историю авиамоделирования.

Обучающиеся могут уметь: пользоваться инструментами, необходимыми для моделирования; выполнять рабочие операции с бумагой; конструировать простейшие модели по шаблонам; владеть первоначальными графическими навыками; испытывать новые модели и анализировать их результаты.

 

2-ой год обучения

Обучающиеся могут знать назначение чертёжных инструментов и правила пользования ими.

Обучающиеся могут уметь: пользоваться чертёжными инструментами; вычерчивать, выпиливать, обрабатывать и собирать детали моделей; конструировать модели различных планеров; соблюдать правила безопасности в процессе моделирования и испытания моделей.

 

 

Контроль за знаниями обучающихся осуществляется в форме педагогического наблюдения и  устной оценки педагогом промежуточных и конечных результатов работы детей, тематических конкурсов, викторин, игр, диагностики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первый год обучения.

 

 

 

 

 

 

 

Название темы

Количество часов

 

Теория

Практика

 

Всего

Дата проведения занятия

Изготов-

ление

моделей

Трени-

ровки

1

Вводное занятие, организационная часть, техника безопасности, основы работы с ножницами, работа с шаблонами. История авиации

4

-

-

4

 

2

Понятие о простейших авиамоделях, планеры. Авиамодельная терминология

Тренировочные запуски

2

4

 

 

 

2

6

 

 

2

 

3

Бумажные летающие модели, сборка простейших моделей из тонкого картона. Модели копии.

Тренировочные запуски.

6

20

 

 

 

6

26

 

 

6

 

4

Схематическая модель планера,

планеры из пенопласта

Запуски и пробные полеты

 

4

 

16

 

 

6

 

20

   6

 

5

Изготовление  планеров с профильным крылом и объёмным фюзеляжем

4

36

 

40

 

6

Внешняя отделка, запуски и пробные полеты

 

 

 

2

10

12

 

7

Самостоятельная тренировка на симуляторе

 

 

 

14

14

 

8

Теоретическая спортивная подготовка

 

2

 

 

2

 

9

Участие в  соревнованиях

 

 

 

 

4

4

 

10

Заключительное занятие, подведение итогов.

 

 

2

-

-

2

 

 

итого

24

78

42

   144

 

 

 

Содержание образовательной программы

1 год обучения.

 

Тема 1  Вводное занятие, организационная часть, техника безопасности

 

Вводное занятие включает в себя знакомство с историей и традициями коллектива, правилами поведения в учреждении, общими правилами техники безопасности, ознакомление с планами на год, с тем, какие личные инструменты и материалы необходимо приобрести заранее (карандаш, линейка, ластик, клей «Титан», наждачная бумага разной зернистости и др.).  Полезно провести «экскурсию» по помещению кабинета-мастерской. Показать, где расположены зоны конструирования и сборки, где зона обработки материалов, где и как лежат материалы, заготовки, и готовые модели, где раковина и мыло, куда выбрасывать мусор.

Проводя запись в объединении, педагог выясняет, на каком уровне подготовки находятся будущие обучающиеся, что послужило мотивом их прихода в коллектив. Необходимо объяснять детям и  родителям правила поведения в помещении объединения, в учреждении. Ознакомить вновь пришедших с правами и обязанностями. По выбору педагога это можно сделать и на общем родительском собрании.

Проводя собеседование, педагог определяет основные психолого-педагогические особенности детей(приложение № 10 «Психолого-педагогические особенности детей»).

 

Тема 2. Понятие о простейших авиамоделях, планеры. Авиамодельная терминология

 

  Теоретические знания:

История авиации и воздухоплавания, основные части самолета и их назначение, Ознакомление учащихся с авиамодельной терминологией (крыло, фюзеляж, киль, элерон), с одновременной демонстрацией отдельных узлов и деталей модели.

                                                                                                 

Тема 3.  Бумажные летающие модели.

 

Теоретические знания:. История развития самолетостроения. Виды самолётов и их назначение, схемы расположения несущих плоскостей: моноплан, биплан, «утка»; способы увеличения прочности конструкции модели. Правила склейки бальзы (липы), пенопласта (потолочной плитки) и безопасной работы с инструментами.

Практические умения: вырезание деталей из тонкого картона, приёмы склейки деталей из картона и древесины, работа с плотной бумагой, правила резания ножом и ножницами, работа с мелкой наждачной бумагой, правила запуска модели в помещениях.

 

Тема4. Модель из пенопласта (потолочки).

 

Теоретические знания: Основные правила работы с пенопластом Правила склейки пенопласта и безопасной работы на терморезаках (при их использовании).Особенности работы с чертежами, разметка отдельных деталей. Обратить внимание на экономность материала при разметке.

Практические умения: координация движений при работе на терморезаках, вырезание деталей из пенопласта, приёмы склейки деталей из пенопласта, работа с плотной бумагой, правила резания ножом и ножницами, работа с мелкой наждачной бумагой.

 

Тема 5.   Модель с профильным крылом

 

Теоретические знания: Основные правила работы с пенопластом Правила склейки пенопласта и безопасной работы на терморезаках (при их использовании).Особенности работы с чертежами, разметка отдельных деталей. Обратить внимание на экономичность расходования  материала при разметке.

 Практические умения: изготовление отдельных деталей модели самолета  с использованием шаблонов. Обратить внимание на правильность выбора плоскости потолочной плитки. Следить за соблюдением мер техники безопасности при работе ножом «косячком». Строго соблюдать правила склеивания пенопласта.

 

Тема 6.    Внешняя отделка модели

 

Теоретические знания: Цветная палитра при окраске модели, обратить внимание при нанесении разноцветного скотча на нижнюю и верхнюю поверхности модели, обратить внимание учащихся на то, что модель при полете видна в основном с нижней части, поэтому необходимо наносить тот цвет, который бы не сливался с цветом неба, облаков.

Практическое умение: наносить скотч ровными слоями, «притирая» его к поверхности модели, при появлении воздушных пузырей, устранить их при помощи иголки.

 

Тема 7.    Самостоятельная тренировка на симуляторе.

 

Теоретические знания: изучить назначение стиков передатчика (пульта радиоуправления моделью),

Практическое умение: практически произвести запуск модели, взлет (подъем), горизонтальный полет, поворот, посадка. Отработка практических навыков.

 

Тема 8.  Теоретическая спортивная подготовка

 

Теоретические знания:  Изучение разделов Кодекса юного авиамоделиста  для младшей возрастной    группы учащихся в возрасте   до 13 лет: раздел F1HDRUS  – свободнолетающие модели планеров.

Практические навыки: техника метания планера, навыки регулировки качества полета модели, техника «затягивания» свободнолетающей модели на леере, навыки использования восходящих воздушных потоков для запуска модели.

 

Тема 9. Участие в соревнованиях

 

Календарный план («Примерный календарный план соревнований по авиамоделизму») соревнований включает соревнование разного уровня (состязания в объединении, учрежденческий, городской уровень). Соревнования проводятся как в закрытом помещении, так и в полевых условиях.  По мере готовности моделей, воспитанники состязаются  по метательным свободнолетающим моделям, а так же радиоуправляемым моделям «Вжик».

 

Тема 10. Заключительное занятие, подведение итогов.

 

Занятие проводится по окончанию учебного года, необходимо провести полную характеристику выполненной работы, особое внимание обратить на особо отличившихся учащихся. Познакомить учащихся с планами на второй год обучения, продемонстрировать модели старшей группы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИИ ПЛАН РАБОТЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

                          (ИЗГОТОВЛЕНИЕ МОДЕЛИ- КОПИИ САМОЛЕТА)

(Изготовление моделей самолетов из пенопласта с использованием современных технологий)

 

ТЕМА ЗАНЯТИЙ

КОЛИЧЕСТВОЧАСОВ

 

 

 

 

 

ВСЕГО

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

Дата проведения занятия

1

Вводное занятие. Понятие о простейших авиамоделях самолета с электромотором. (Радиоуправляемая модель)

2

2

-

 

2

Ознакомление с чертежами  модели самолета. Составление карты выполнения работ

6

6

 

 

3

Изготовление крыла,  элеронов

 

18

2

    16

 

4

Изготовление закругления крыла модели

 

12

2

    10

 

5

Сборка крыла.

 

16

2

    14

 

6

Окончательная отделка  крыла,

 

8

2

     6

 

7

Изготовление фюзеляжа  модели самолета.

16

2

     14

 

8

Стабилизатор модели самолета.

 

8

2

      6

 

9

Киль  модели самолета.

 

6

2

      4

 

10

Изготовление винта модели самолета.

2

 

      2

 

11

Отделка корпуса самолета, регулировка работы отдельных узлов управления самолетом.

6

2

      4

 

12

Сборка модели самолета.

8

 

      8

 

13

 Тренировка на симуляторе полетов.

20

2

18

 

14

Участие в соревнованиях и показательных выступлениях.

12

-

12

 

15

Заключительные занятия

 

2

 

2

 

Всего:                                                                        144         26          116+2


 

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ О ПРОСТЕЙШИХ АВИАМОДЕЛЯХ. МОДЕЛЬ САМОЛЕТА С  ЭЛЕКТРО МОТОРОМ.

ЦЕЛЬ: Закрепить навыки изготовления моделей, углубить знания по авиационной технике. Познакомить учащихся с радиоуправляемыми моделями.

ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ: нож, лобзик, клей «Титан» или «Момент», карандаш, напильник, молоток, наждачная бумага, линейка, паяльник, штангенциркуль, плоскогубцы, пассатижи, круглогубцы, шило.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

  1. Беседа «Создание первого в мире самолета А.Ф. Можайский».
    1. Устройство самолета. Его системы и агрегаты (крыло, элерона, руль, киль, винт, бобышка, костыль, электромотор).
    2. Демонстрация готовых моделей самолетов. Название основных частей и их назначение.
    3. Изготовление чертежа общего вида модели самолета.

 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: Дети должны знать основные части модели самолета, закрепить знания и умения, полученные ранее. Должны уметь изготовить чертеж общего вида модели самолета с электромотором.

 

ТЕМА 2. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЧЕРТЕЖАМИ  МОДЕЛИ САМОЛЕТА.

ЦЕЛЬ: Углубить знания и навыки по моделированию авиационной техники, вычерчиванию рабочих чертежей.

 

ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ: нож, лобзик, рубанок, клей «Титан» или «Момент»,  карандаш,  напильник,  молоток,  наждачная  бумага,  линейка, папиросная   бумага,   рейка  липовая   или   сосновая,   лавсановая   пленка, штангенциркуль.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

1. Составление  карты последовательности изготовления модели самолета.            Составление чертежа  модели самолета в масштабе 1:1.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: Дети должны знать и усвоить основные графические умения и знания, основные параметры модели.

 

ТЕМА 3. ИЗГОТОВЛЕНИЕ  КРЫЛА.

ЦЕЛЬ: Сформировать основные понятия о стойке крыла электромоторной модели самолета, углубить графические знания и умения в изготовлении чертежа отдельных деталей самолета.

 

ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ; нож, лобзик, рубанок, клей «Титан» или «Момент», карандаш, напильник, молоток, наждачная бумага, линейка, брусок 20 х 150х 10 мм (липа или береза), нитки №10 (белые), ножовочное полотно, штангенциркуль, паяльник.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

  1. Знакомство с устройством и назначением  крыла электромоторной модели самолета.
  2. Изготовление чертежа  крыла самолета.
  3. Изготовление по чертежу  крыла самолета.

 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: Дети должны знать основные понятия о стойки крыла самолета. Изготовить по чертежу стойку крыла электромоторной стойки самолета. Усвоить порядок сборки стойки крыла самолета, расширить графические знания и умения.

 

ТЕМА 4. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЗАКРУГЛЕНИЯ КРЫЛА ЭЛЕКТРОМОТОРНОЙ МОДЕЛИ САМОЛЕТА.

ЦЕЛЬ: Сформировать основное понятие о назначении закругления крыла самолета, углубить графические знания и умения, научить пользоваться шаблонами при изготовлении закругления крыла самолета, развитие поиска путей решения проблемы при конструировании модели.

 

ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ; нож, лобзик, рубанок, клей «Титан» или «Момент», карандаш, напильник, молоток, наждачная бумага, гвозди на 30 мк. (20 шт.), ровная пластина ДСП или липа 200 х 200 х 10 мм., 5 реек 300 х 15 х 1 мм (липа, сосна),

линейка, штангенциркуль, паяльник, настольные тиски, паяльник.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

  1. Основное назначение закругления крыла самолета;
  2. Изготовление чертежа закругления крыла самолета.
  3. Изготовление шаблона по чертежу закругления крыла самолета.
  4. Изготовление закругления крыла самолета.

 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: Дети должны знать основное назначение закругления крыла электромоторной модели. Закрепить приобретенные знания и навыки работы с инструментами и материалами при создании модели, Углубить графические знания и умения, правила пользования шаблонами Должны уметь изготовить чертеж и шаблон по чертежу закругления крыла самолета. Изготовить закругление крыла.

 

ТЕМА 5. СБОРКА КРЫЛА

ЦЕЛЬ: Сформировать знания и умения при изготовлении  крыла самолета, углубить графические знания и умения.

 

ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ: настольные тиски, рубанок, брусок (липа) 50 х 110 (2шт.), фанера 1-3 мм.клей.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

  1. Основное понятие о нервюре крыла самолета. Ее назначение.
  2. Изготовление чертежа нервюры крыла самолета.
    1. Изготовление  реек  для    крыла  передней    и    задней    кромок   крыла  модели самолета.

 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: Дети должны знать основное определение нервюры крыла самолета и ее назначение. Должны уметь изготовить ее чертеж, шаблон, изготовить рейки на крыло самолета.

 

 

ТЕМА 6. ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ ОТДЕЛКА КРЫЛА.

ЦЕЛЬ: Систематизирование ранее приобретенных знаний и умений в процессе сборки крыла  модели самолета, формирование умений навыков с различными инструментами и материалами, расширение графических знаний, развитие поиска нестандартных путей решения проблем.

 

ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ: нитки, клей «Титан» или «Момент», нож, рейки (липа, сосна), ножовочное полотно, бельевые прищепки.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

  1. Беседа «Известные авиационные конструкторы;
  2. Порядок сборки крыла самолета по чертежу.
    1. Соединение передней и задней кромок крыла со стойкой и закруглением крыла самолета с помощью клея «Титан», «Момент».
    2. Окончательная сборка крыла  модели самолета.


ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: Дети должны знать первых авиаконструкторов,
читать чертеж, последовательность сборки крыла самолета. Должны уметь
вычертить чертеж порядка сборки крыла самолета, собрать его по чертежу,
соединить передние и задние кромки крыла самолета со стойкой крыла.

 

ТЕМА 7. ИЗГОТОВЛЕНИЕ  ФЮЗЕЛЯЖАМОДЕЛИ

САМОЛЕТА.ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ.

ЦЕЛЬ: Формирование умений и навыков работы с различными материалами и инструментами, воспитание культуры труда, развитие воображения, поиска путей решения в работе с авиамоделью.

 

ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ: нож, лобзик, рубанок, клей «Титан» или «Момент», карандаш, напильник, молоток,, брусок 10 х 10 х 1 мм., пластине 250 х 50 х 10 мм (липа, сосна), линейка, штангенциркуль, паяльник.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

  1. Фюзеляж-корпус самолета.
  2. Вычерчивание фюзеляжа самолета по чертежу.
  3. Изготовление фюзеляжа самолета по чертежу.
  4. Крепление к фюзеляжу крыла самолета с помощью ленточной резины.

 

ПОДВЕДЕНИЕ   ИТОГОВ:   Дети   должны   знать   назначение   фюзеляжа самолета,   основы  графической грамотности.   Уметь   изготовить   фюзеляж самолета по чертежу, закрепить к фюзеляжу крыло самолета.

 

ТЕМА 8. СТАБИЛИЗАТОР МОДЕЛИ САМОЛЕТА.

ЦЕЛЬ: Закрепить полученные ранее знания и умения работы с различными материалами и инструментами, формировать и расширять знания о чертежах и чертежных инструментах.

 

ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ: рубанок, нож, клей «Титан» или «Момент», рейки 4x3 мм (2шт.), наждачная бумага.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

  1. Сведения о воздухе. Ветер, его скорость и направление, сила ветра.
  2. Понятие о стабилизаторе и его назначение.
  3. Соединение передней и задней кромок стабилизатора по схеме.
  4. Изготовление чертежа закругления стабилизатора самолета.
  5. Изготовление шаблона закругления стабилизатора самолета.
  6. Изготовление закругления стабилизатора самолета по шаблону.

 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: Дети должны знать назначение стабилизатора и его роль в модели самолета, под действием каких сил самолет может повернуться вокруг поперечной оси, и какая сила может вернуть стабилизатор в прежнее положение, когда равновесие вокруг поперечной оси будет восстановлено.

ТЕМА 9. КИЛЬ МОДЕЛИ САМОЛЕТА.

ЦЕЛЬ: Развивать ранее полученные знания и умения в постройке летающих моделей, графические знания и умения.

 

ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ: напильник, наждачная бумага, нож, рубанок, клей «Титан»  или «Момент»,  пенопласт.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

  1. Роль киля в обеспечении путевой устойчивости самолета.
  2. Вычерчивание рабочего чертежа киля самолета.
    1. Изготовление   и   крепление   киля   к   стабилизатору   для   регулировки прямолинейного полета.

 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: Дети должны знать роль киля в работе самолета, должны уметь изготовить чертеж киля самолета, закрепить киль к стабилизатору

ТЕМА 10. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВИНТА МОДЕЛИ САМОЛЕТА.

ЦЕЛЬ: Закрепление, углубление и расширение знаний о материалах и инструментах при изготовлении модели самолета.

 

ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ: липа, береза, для бруска 300 х 400 мм х 40 мм.х 20 мм. (1-2 шт.), нож, рубанок, наждачная бумага, тиски, круглый напильник, стекло 3 мм. X10 х 10.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

  1. Понятие о шаге винта.
  2. Изготовление чертежа винта.
  3. Изготовление шаблона верхнего и бокового винта самолета.
  4. Изготовление контура винта по верхнему шаблону.
  5. Изготовление контура винта по боковому шаблону.

 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: Дети должны уметь изготовить чертеж винта, его шаблон. Должны знать, что такое шаг винта, что такое винт и его значение в системе самолета.

 

 

ТЕМА 11. ОТДЕЛКА КОРПУСА САМОЛЕТА, РЕГУЛИРОВКА РАБОТЫ ОТДЕЛЬНЫХ УЗЛОВ УПРАВЛЕНИЯ МОДЕЛЬЮ.

 

ЦЕЛЬ: Сформировать умения и навыки при конструировании авиамодели, развивать навыки самостоятельного поиска знаний, гибкости мышления, закрепить знания, полученные ранее.

 

ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ: разноцветный скотч,  нитки №10, клей «Титан», стальная проволока.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

  1. Что такое бобышка и каково ее назначение.
  2. Порядок изготовления детали самолета (бобышки).
  3. Закрепление бобышки на рейку-фюзеляж с помощью ниток.
  4. Изготовление костыля для модели самолета и его назначение.  Закрепление костыля, на рейке фюзеляже.

 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: Дети должны знать назначение бобышки е костыля в модели самолета. Должны уметь изготовить бобышку и костыль. Закрепить их к рейке-фюзеляжу модели самолета.

 

ТЕМА 12. СБОРКА  МОДЕЛИ САМОЛЕТА.

 

ЦЕЛЬ: Формирование способности к самостоятельному поиску и решению практических задач при конструировании авиамоделей.

 

ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ: круглогубцы, стальная проволока 150 мм х 2 мм. х 2,5 мм., липа, береза для бруска 300 - 400 мм., 40 мм. х 20 мм. (1 - 2шт.).

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

  1. Понятие о шаге винта.
  2. Изготовление шаблона винта из 3мм фанеры.
  3. По верхнему шаблону изготовить контур винта.
  4. По боковому шаблону изготовить контур винта.
  5. Профилирование винта по шаблону до полной обработки.
  6. Балансировка винта.
  7. Назначение  винта  модели самолета.
  8. Изготовить шаблон оси винта.
  9. Изготовить по шаблону ось винта.

 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: Дети должны знать основное назначение винта | оси винта в модели самолета. Должны уметь изготовить шаблоны винта и оси винта, сделать балансировку винта, изготовить ось винта.

 

ТЕМА 13. ТРЕНИРОВКА НА СИМУЛЯТОРЕ ПОЛЕТОВ.

ЦЕЛЬ: Формирование основных умений управления моделью самолета в полете. Отработка навыков подъема и посадки модели на строго обозначенную площадь.

 

ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ: пульт управления симулятором.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

  1. Отработка навыков подъема и посадки модели. Доведение навыков управления моделью до автоматизма.

 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: Дети должны знать назначение и принцип действия электромотора самолета. Дети должны уметь правильно, технологично подготовить модель к работе. Дети должны накапливать умения посадки модели.

 

 

ТЕМА 14. УЧАСТИЕ В СОРЕВНОВАНИЯХ И

ПОКАЗАТЕЛЬНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЯХ.

 

ЦЕЛЬ: Проверка знаний и умений полученных в течение года. Обобщить и систематизировать поученные на занятиях кружка в течении года обучения.

 

ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ: инструменты необходимые для устранения неисправностей полученных при испытании  и полете модели.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

  1. Все замеченные неисправности устранить во время сборки модели.
    1. Установка оперения и крыла проводится, как и сборка схематической модели планера.
    2. Установка крыла.
    3. Регулировка модели.
    4. Пробный запуск. Задачи пробного запуска проследить за правильностью
      тяги винта.

 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: Дети должны знать порядок сборки модели самолета. Должны уметь собрать модель самолета, установить и отрегулировать ее, подготовить модель к зачетным полетам.

 

 

 

ТЕМА 15. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ.ПРДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ ЗА ГОД.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  1. Дети должны знать название основных частей планера и их назначение.
  2. Уметь изготовить чертёж общего вида простейшей модели планера.
  3. Рассчитывать общую площадь, угловую нагрузку.
  4. Изготавливать шаблоны.
  5. Знать основные параметры крыла.
  6. Знать основные принципы сборки.
  7. Производить математические расчёты.
  8. правильно делать внешнюю отделку планера, пользоваться инструментами и материалами, применяемыми в оклеивании планеров.

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

  1. Радиоуправляемая модель самолёта.
  2. Компьютерная программа «Симулятор»
  3. Учебные пособия по авиамоделизму.
  4. Чертежи моделей самолётов.
  5. Фотографии самолётов, участвовавших во Второй мировой войне.
  6. 6.      Видео фильм «СВВАУЛ – вчера и сегодня»

 

Методическое обеспечение программы.

 

Достижение цели программы основывается на следующих принципах:

 

  • Иерархичность. В зависимости от личностных качеств обучающегося, его деятельность может осуществляться на трех уровнях иерархии:

– операционном: обучающийся изменяет в изготовлении модели лишь отдельные технологические операции;

– начальном творческом: обучающийся самостоятельно планирует и выполняет отдельные этапы изготовления и регулировки модели, используя всю совокупность освоенных ранее средств и способов;

– творческом: учащийся самостоятельно определяет место и цели собственной деятельности, выполняет самостоятельно полностью всю работу, начиная от определения цели работы до регулировки изготовленной самостоятельно, действующей модели.

  • Самоорганизация деятельности, предполагающая способность учащегося организовать свою деятельность как систему, самостоятельно выбирать цель, содержание деятельности, реализовывать её на практике, критично оценивать результаты полётов.
  • Сотрудничество учащегося и педагога. Этот принцип предполагает совместную деятельность двух субъектов – юного авиамоделиста и руководителя – над авиамоделью, в результате которой возникает новое качество в отличие от уже имеющихся моделей. При этом также происходит не только прямая передача информации от субъекта-педагога, более информированного, к субъекту-ученику, но возникает и обратная информационная связь: от ученика к педагогу-руководителю. Подобный уровень сотворчества позволяет учащемуся выйти на функциональную позицию «авиамоделист-спортсмен».
  • Продуктивность творческой деятельности, главным ориентиром которой должно быть личное образовательное приращение учащегося, складывающееся из его внутренних и внешних образовательных продуктов деятельности. В процессе создания внешнего продукта, действующей модели, у учащегося происходит формирование и развитие творческих умений и способностей.

 

При реализации программы используются следующие методы:

  • На теоретической части занятия:

– словесные - беседы, включающие активное взаимодействие учащихся с преподавателем;

– проектно-конструкторские;

– исследовательские.

  • · На практических занятиях и тренировках:

– словесные: объяснение, беседа, диалог, консультация;

– наблюдение;

 

 

 

 

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий

 

Методика обучения предполагает увлекательность подачи и доступность восприятия детьми теоретического материала, находящегося в непосредственной связи с выполнением практического задания, что способствует наиболее эффективному усвоению программы. При этом в конце каждого занятия виден результат как общей, так и индивидуальной работы, чему способствует проведение тренировочных полётов и регулировки моделей с подробным обсуждением итогов. Зачастую теоретические сведения носят опережающий характер по отношению к основным школьным дисциплинам (математикой, технологией, природоведением и др.), но последовательность и красочность изложения материала приводят к достаточно хорошему его усвоению.

Важным условием для успешного выполнения программы является организация комфортной творческой атмосферы на всех занятиях, что необходимо для возникновения отношений сотрудничества между педагогом и обучающимися при решении общих задач и, в частности, выступлениях на соревнованиях.

Ощущение психологического комфорта, создаваемого педагогом с первых же занятий, способствует реализации творческого потенциала обучающихся и их самореализации.

Программа предусматривает различные траектории развития личности обучающегося. После овладения знаниями, умениями и навыками по основным темам учебного плана первого года обучения, после изучения специфики работы с моделями ребятам, обучающимся по программе второго года, предлагается освоить азы исследовательской деятельности, те из них, кто проявит интерес к этим видам деятельности, будут выполнять учебно-исследовательскую работу по регулировке и настройке моделей.

 

При реализации программы используются следующие методы:

- традиционный объяснительно-иллюстративный: наличие в занятиях теоретической части, во время которой учащиеся знакомятся с новыми сведениями по теме по принципу восхождения от  простого к сложному;

- практико-ориентированный: наличие в занятиях практической части, когда обучающиеся под руководством педагога осваивают правила и приёмы работы с инструментом и занимаются изготовлением и сборкой моделей. Также, значительное место отводится тренировкам и участию в соревнованиях, после которых производится «разбор полётов» - обсуждение результатов;

- групповой: использование командного метода как оптимальной формы организации деятельности, при котором коллективная работа учащихся сочетается с индивидуальной;

- деятельностный: введение индивидуальных творческих заданий, самостоятельной работы с литературой, проведение совместных тренировок с ведущими спортсменами города и страны,  участие детей в выставках и экскурсиях.

 

Логика построения учебного плана, определяющая последовательность тем и количество часов на их изучение, построена на основе принципов:

  • От простого к сложному в развитии мотивации к познанию и творчеству.
  • Природосообразность всего образовательного процесса.
  • От репродуктивного освоения навыков предметной деятельности через анализ результатов работы к техническому творчеству.

 

Личностно-деятельностный подход, лежащий в основе данной программы, предполагает, что обучение творчеству происходит непосредственно в процессе деятельности, подразумевающей работу над изготовлением модели, проведение экспериментально-регулировочных полётов на тренировках, и участие в соревнованиях. Соответственно, в первый год обучения, по предлагаемой программе, формируются в основном операционные умения, во второй год – тактические а, в отдельных случаях, и стратегические умения. Основой для формирования тактических умений служат сформированные операционные умения, а основой формирования стратегических умений выступают сформированные операционные и тактические творческие умения.

Основным механизмом формирования творческих учебных умений являются разработка конструкций летающих моделей и тренировочные полёты.

При наличии предварительной, «домашней», подготовки детей, в результате собеседования с педагогом или сразу после изготовления простейших моделей,  педагог выявляет уровень подготовки ребёнка и возможность обучения его по учебному плану второго года занятий. Такой подход придаёт образовательному процессу природосообразный характер, позволяет детям с первых занятий попасть в ситуацию успеха, что немаловажно  при невысоком уровне мотивации ребёнка к занятиям авиамоделированием, как видом технического творчества.

 

Успешность реализации программы  в значительной степени зависит от кадрового и материально-технического оснащения.

 Кадровое обеспечение:   Педагог  II  квалификационной категории, желательно техник по настройке оборудования. При реализации программы частично, в зависимости от подбора материала,  в условиях ограниченного времени, например Культурно-досугового центра (каникулы) , квалификационная категория педагога решающего значения не имеет. 

Материальное оснащение:

Помещение: учебный класс-мастерская 50 м2, подсобное помещение не менее 10 м2, мойка, инвентарь для уборки и пылесос, огнетушитель порошковый ОП-10, (при использовании терморезаков, приточно-вытяжная и местная вентиляция)          

Техническое обеспечение.

 Набор столярного ручного и механического инструмента. Развёрнутый комплект слесарного инструмента. Разметочные приспособления и устройства. Вертикальный и горизонтальный терморезаки для обработки пенопласта. Стартовое оборудование для запуска ракетных двигателей. Стартовое метеорологическое оборудование (по возможности).Методическая литература, чертежи, схемы, таблицы для расчётов моделей, комплекты шаблонов. Материалы для изготовления моделей: древесина в рейках и пластинах сосна, ель, липа, бальза, фанера, пенопласт, пнополистирол, клей «Титан».

 

Список литературы:

 

для педагога:

 

  1.       Букин Е.Л. Основы ракетного моделизма. М. ДОСААФ, 1972.
  2.       Гаевский O.K. Летающие модели планеров. М. ДОСААФ, 1955.
  3. Гусев Б.К., Докин В.Ф. Основы авиации. М. Транспорт, 1988.
  4. Дузь П.Д. История воздухоплавания и авиации в Рос­сии. М.     Машиностроение, 1981.
  5.      Ермаков A.M. Простейшие авиамодели. М. Просвещение, 1984.
  6.       Еськов В.Ф. Как построить модель ракеты. М. ДОСААФ, 1967.
  7. Костенко И.К., Дёмин С.И. Советские самолёты. М. ДОСААФ, 1973.
  8.       Кротов И.В. Модели ракет. М. ДОСААФ, 1979.
  9. Ломан Вольфганг.  Бег, прыжки, метания. М. «Физкультура и спорт» 1985.
  10. Недоступов Ю.К. Охрана труда в образовательных учреждениях. Мытищи УПЦ Талант, 2000.
  11. Рожков B.C. Строим летающие модели. М. Патриот, 1990.
  12. Рожков B.C. Авиамодельный кружок. М. Просвещение, 1986.
  13. Столяров Ю.С. Развитие технического творчества школьников. М. Просвещение, 1983.

 

          для обучающихся:

  1. Гильберг Л.А. Покорение неба г. Харьков «Коммунист» 1977.
  2. Дузь П.Д. История воздухоплавания и авиации в Рос­сии. М. Машиностроение, 1981.
  3. Ефремов А. Е. Лети модель М. ДОСААФ 1969.
  4. Журнал «Моделизм спорт и хобби» 2003 – 2005.
  5. 5.      Павлов А.П. Твоя первая модель. М. ДОСААФ, 1979.
  6. Томилин А.Н. История авиации. СПб. издательский дом «Нева»,2004.
  7. 7.      Турьян В.А. Простейшие авиационные модели. М. ДОСААФ, 1982.